10 июня в БашГУ прошел круглый стол «Целевое обучение: вызовы современности» с участием работодателей и студентов, в работе которого приняла участие депутат Государственной Думы Эльвира Аиткулова.
Открыл заседание исполняющий обязанности ректора Башгосуниверситета Вадим Захаров. Он подчеркнул важность взаимодействия высшей школы с предприятиями реального сектора экономики в образовательном процессе.
«Нам необходимо достичь технологического суверенитета. Перед нами стоят задачи по изменению подходов в оценке эффективности деятельности и образовательных, и научных организаций, – сказал Вадим Петрович. – Если до недавнего времени очень много было отдано на откуп наукометрии: публикациям, цитированиям в различных журналах, то теперь тому, как учебные учреждения вносят свой вклад и востребованы со стороны производства. Эффективным механизмом взаимодействия здесь является целевое обучение, поэтому очень приятно, что сегодня мы обсудим вопросы, связанные с этой деятельностью, и из первых уст узнаем от представителей депутатского корпуса, какие же новшества в этом плане реализуются».
Далее модератор встречи – проректор по учебно-методической работе БашГУ Азат Галимханов предоставил слово для доклада заместителю председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерине Харченко.
« Благодарю за приглашение, для меня это большая честь – выступать на таком представительном собрании, тем более, что вы выбрали для разговора самую актуальную на данный момент тему, – заметила Екатерина Владимировна, обращаясь к собравшимся по видеосвязи. – Мы живем в очень интересное время, когда открываются бесконечные окна возможностей для высшей школы, отечественной науки, ученых, профессорско-преподавательских корпораций. Буквально вчера прошло расширенное заседание Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, в котором приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и вице-спикер ГД Ирина Яровая. На встрече обсуждалась стратегия развития отечественного высшего образования, куда же двигаться. И подчеркивалось, что самое главное – это ориентироваться на национальную отечественную систему и выстроить устойчивую траекторию социально-экономического развития, несмотря ни на какие геополитические факторы, риски и угрозы».
Екатерина Харченко также высказалась о том, что Россия никогда не подписывала никакого международного соглашения о вступлении в Болонскую систему.
«Структура высшего образования РФ отличается от западной и европейской, она самобытна и уникальна, – считает Екатерина Владимировна. – В ней есть бакалавриат, магистратура, 124 образовательные программы, которые реализуются в рамках специалитета. Безусловно, необходимо подготовить новый перечень подготовки специалистов. Он уже разработан по поручению Президента РФ. Речь идет о педагогике, медицине и инженерных науках. Список будет вынесен на обсуждение с экспертным сообществом. И уже 27 июня пройдут масштабные парламентские слушания по этой тематике».
А в данный момент в шести регионах страны проводится мониторинг потребностей работодателей и конкретных отраслей в тех или иных специалистах. Эти точные прогнозы станут основой для долгосрочного планирования контрольных цифр приема и количества бюджетных мест в вузах.
«Мы все с вами понимаем, что есть дисбаланс между структурой отбора и кадровой необходимостью на реальном рынке труда, – напомнила Екатерина Владимировна. – И сначала в регионах, а затем и в масштабах всей страны будет создана информационная платформа для прозрачного механизма целевого обучения. С тем, чтобы все три участника: абитуриент, вуз и работодатель смогли найти друг друга, решив тем самым свои задачи, а в целом – проблему дефицита в тех или иных специалистах. Самая главная наша задача – это обеспечить качественное образования для нужд и целей нашей экономики, объединить усилия всех и услышать друг друга», – подытожила в заключение Екатерина Харченко.
Член Комитета Государственной Думы по просвещению Эльвира Аиткулова озвучила контрольные данные приема в вузы нынешним летом. В Башкортостане они увеличились на 37 процентов. Общее количество – 15700.
«Эти цифры покрывают нашу потребность в кадрах, – сообщила Эльвира Ринатовна. – Целевой прием у нас по законодательству существует несколько лет, он замыкается на муниципалитеты, но зачастую и они, и сами абитуриенты и их родители не знают, как применить эту систему, оформить, кого искать и т.д., поэтому общая информационная площадка, о которой говорила Екатерина Владимировна, очень нужна и не только высшей школе, но и средне-профессиональному образованию. По оценкам специалистов, сегодня 47 процентов выпускников не работают по той специальности, которую получили. Мы за каждого человека платим из регионального, федерального бюджета, а в итоге у нас – неэффективное расходование средств».
На Круглом столе также выступили заместитель министра семьи, труда и социальной защиты населения РБ Юрий Мельников, и.о. начальника отдела науки и высшего образования Министерства образования и науки РБ Ангелина Цыганок, директор ГБПОУ Кушнаренковский многопрофильный профессиональный колледж имени Д. Б. Мурзина Венер Ахмеров, главный специалист Школы-студии телерадиоискусства ГУП ТРК Башкортостан РБ Юнир Азнабаев и студенты БашГУ, обучающиеся по целевой программе.
По признанию будущих выпускников, они не жалеют о том, что поступили учиться именно по такому набору, но в настоящее время не ощущают какое-либо пристальное и заинтересованное внимание к себе со стороны будущих работодателей, в частности, администрации района, которая платит за их обучение согласно заключенному договору.
«Студенты не чувствуют большую поддержку, поэтому они и не работают потом по специальности. А у нас в регионе есть дефицит кадров в педагогике, медицине. Я сама закончила БашГУ – наш самый крупный, как мы говорим, классический университет, – сказала Эльвира Аиткулова. – И целевики здесь есть, но, как мы сейчас услышали от них самих, все это больше похоже на историю про льготника, который с пониже баллами поступает в вуз, что ведет только к понижению качества образования, а не к гарантированному трудоустройству и получению специалиста заказчиком. Существующая система спроса и предложения на рынке труда нуждается в перестройке, поэтому в этом плане впереди нам предстоит большая работа по изменению сложившегося положения в отечественной системе образования».